МХД
РАЗДЕЛЫ
Главная
Жизнь
Общение
Рыбки
Музыка
Фотоохота
Ссылки
МХДцитата
 
Web mhd.narod.ru

Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов

Книга пророка Исайи (56:7)


Одной из достопримечательностей нашего города является здание Лютеранской церкви - Кирха. Из этой статьи вы можете узнать об истории появления этого здания, истории возникновения и жизни одной из первых протестантский общин Самары

 
рис УЧЕНИЕ  
     
 

статьи

[к списку всех страниц раздела]

контакт

 

страницы истории

 

Лютеранско-Евангелическая кирха

Дискуссионный лист

Портал "Добрые самаряне"

Написать письмо ведущему сайта

Гостевая книга

RSS-экспорт

Форум



Дата последней модификации:



см. так же:

"Устремленный в небо" (статья об истории католического костела и лютеранской кирхи)

Фотографии самарской кирхи изнутри (запись в интернет-дневнике, фотографии сделаны с помощью мобильного телефона)

как дедушка Мартин воробушком стал или что происходит в самарской кирхе (взгляд православного человека)

здесь будет фотка


(Из иноверцев в Самаре имеются: магометане молитвенный дом, устроенный местным муллой на собственный счет в 1856 году, и евреи- две синагоги, располагающиеся в наемных квартирах. )

До 1854 года, обыкновенно раз в год, приезжал в Самару, из Казани, лютеранский дивизионный проповедник Пундани, и в квартире кого-либо из чиновников-лютеран совершал богослужение и различные церковные Таинства. Между тем в 1854 году губернатор К. К. Грот образовал формальным образом церковный совет между лицами евангелическо-лютеранского исповедания и сделался в нем первым председателем. В это время, т. е. в 1854 году, лютеран всех сословий было в Самаре всего 30 душ, преимущественно чиновников, но также между ними был 1 столяр, 1 булочник и 1 аптекарь, а торговцев не было ни одного. Долго еще после того лютеране не имели храма в Самаре и продолжали, по временам, слушать богослужение в частных домах, как счастливая для них случайность помогла осуществлению давнего их желания иметь свой храм. Дело в том, что в 1863 году Самарский купец 1 гильдии Егор Никитич Аннаев, по завещанию своего умершего родственника, выстроил на лучшей улице города- Дворянской, прекрасный, каменный храм, с намерением устроить в нем католическую церковь, но, в обстоятельствах, от него не зависевших, встретив препятствие к приведению своего намерения в исполнение, должен был, в конце 1864 года, это, в черне оконченное здание, уступить евангелическо-лютеранскому попечительству, для устройства в нем храма этого исповедания.

Церковный совет, не имевший в своем распоряжении никаких денежных средств, прибегнул к доброхотным подаяниям, частью в Самаре, частью в других городах империи и, присоединив к собранной сумме довольно значительное вспомоществование, сделанное высочайше утвержденным центральным комитетом вспомогательной кассы для лютеранских приходов России, немедленно приступил к окончанию поступившего в его распоряжение храма. Вся операция, как сбора приношений, так и самой отстройки и отделки храма была возложена советом на своего делопроизводителя, купца И. Ф. Цельмера.

Дело шло так успешно, что 26 сентября 1865 года лютеранская кирха была освящена Казанским дивизионным проповедником Пундани, при ассистенции Симбирскаго пастора Мейера.

Первоначально богослужение в этом храме совершалось приезжавшими, в разное время, пасторами, а с 1868 года назначен собственно к ней пастор Э. Иогансон, с гонораром в год- от лютеранского Самарского общества по 200 р. и от вспомогательной кассы евангелическо-лютеранских приходов по 600 р.

Церковное попечительство состоит из семи членов, избираемых самим лютеранским обществом. Ныне евангелическо-лютеранский приход в Самаре состоит из 300 душ обоего пола, преимущественно зажиточных ремесленников, также торговцев и чиновников, и 50 душ работников, преимущественно Эстлянцев и Латышей (В Лютеранскую кирку допускают совершать богослужение Римско-Католическаю священника при посещении им города для совершения треб)

Мы видели выше, что в начале своего образования лютеранское попечительство не имело никаких материальных средств. Ныне оно находится в другом положении. Оно имеет ныне, не говоря уже о храме, весьма изящном снаружи и прекрасно отделанном внутри, по обеим сторонам храма, на углу Дворянской улицы, два двухэтажные, крытые железом, каменные дома, которые вместе с церковью стоят более 40000 р. Пока дома эти, окончательно отделанные в 1875 году, сдаются попечительством в наймы, но когда средства общества вновь окрепнут и возрастут, предполагается: в одном из этих домов устроить элементарное училище для приходящих, а в другом его этаже поместить пастора, во втором же доме открыть коммерческое или реальное училище, для детей всех христианских исповеданий.

Как известно, лютеране отличаются от православных большим уважением и какою то детскою заботливостью к своим отжившим отцам и братьям. Самарские лютеране подтверждают своими действиями это замечание. Лютеранское кладбище на полутора десятинах им отведенных городом- образец благоустройства, тогда как рядом с ним лежащее православное, к сожалению, представляет совершенно противоположную картину. Еще в 1866 году делопроизводитель лютеранского церковного совета Цельмер окопал лютеранское кладбище канавою; обнес его валом; выкопал на кладбище колодец; построил флигель для садовника и сторожа; распланировал кладбище, посадил на нем 2500 различных дикорастущих деревьев и кустарников, преимущественно клен, сирень, акацию, бузину. За тем родные погребенных стали сажать на могилах цветы и растения, и таким образом, в настоящее время, лютеранское кладбище представляет собою вид прекрасного, цветущего сада.

И так мы сделали подробное описание Самарских храмов. (см. тут)

Описание это нам наглядно доказывает, увеличением как числа храмов, так и общего числа священнослужителей, что, с развитием города Самары и его возрастанием, в нем развивалась и росла та духовная жажда, удовлетворение которой православный ищет обыкновенно в Божием храме.

Присутствие этой жажды в обществе, слагающемся, так сказать, на новых началах, во времена, когда духовные потребности человека, большею частью, отодвигаются на задний план, представляется нам весьма отрадным явлением.

П. В. Алабинъ

опубликовано на сайте 29 марта 2005
по изданию:
Алабин Петр Владимирович. Двадцатипятилетие Самары, как губернского города:
(Ист.-стат. очерк)/ Изд. Самар. стат. комитета.- Самара: Губ. тип., 1877.- 744 с.
Электронная версия — 1998 г.
© Лаборатория электронных изданий СамГУ

 

УЧЕНИЕ

 

 

страницы стории

 

статьи

[к списку всех страниц раздела]

контакт

Хостинг от uCoz