У каждого, кто открывает Новый Завет, наверняка возникает вопрос: почему Евангелий четыре? Почему одна и та же история изложена в Священном Писании четыре раза? Первые три Евангелия во многом повторяют друг друга почти дословно - это сразу видно, если написать текст тремя столбцами. Но вот именно - почти дословно, всегда с какими-то отличиями в деталях. Почему так?
Каждый из евангелистов, написавших свое Евангелие, - Матфей, Марк, Лука и Иоанн - писали с особой целью и для особой аудитории. Матфей обращался к евреям и потому говорил о Христе как об обещанном Богом Мессии, как о Помазаннике Божьем, как об их долгожданном царе Иудейском. Марк писал, обращаясь к римлянам, и говорил о Христе как о Слуге Божьем. Лука писал, обращаясь к язычникам, и в его описании подчеркивалось, что Христос - Сын Человеческий. И, наконец, Иоанн, который писал, обращаясь ко всему человечеству, в своем описании подчеркивал, что Христос - Сын Божий.
С древнейших времён многократно делались попытки свести четыре или хотя бы три Евангелия в одно целое, в единое, согласованное повествование. Первую такую попытку осуществил ещё на заре христианства Татиан. Татиановское Евангелие, соединившее четыре рассказа в одном, использовалось, но не вошло в практику Церкви.
Известно, что на Востоке широко использовался сирийский текст "Диатессарон" (греч. dia tessarwn euaggeliwn - через четыре). Как и многие другие авторы, стремившиеся к согласованию Четвероевангелия, Татиан достигал своей цели путем сокращения, т.е. чтобы согласовать, он то, что не вливалось в общую струю, сокращал. Мы это можем только реконструировать, потому что самого текста мы не имеем в полноте. В сирийской церкви длительный период "Диатессарон" применялся вместо канонического Евангелия - до V века включительно.
Итак, была потребность гармонизации, была одна благая весть, она транслировалась в 4 повествования, теперь обратный ход, от 4-х - к одному повествованию, к одной благой вести. Эта потребность всегда ощущалась в Церкви и порождала новый опыт такого рода. Такие опыты предпринимал Ориген, учитель церкви III века, блж. Августин в V в., а также наш автор прошлого века Гладков.
Благодаря объединению Евангелий люди, упоминаемые в них, становятся более живыми. Кроме того, появляется возможность установить взаимосвязь между местом, датами и людьми. Прочтение жизни Христа в возможной последовательности событий расширяет наши знания об Иисусе как об исторической личности. Когда мы видим полное описание жизни Христа, мы можем понять, что происходило в то время, когда те или иные события опускались в повествовании авторов Евангелий. Так мы приходим к более полному представлению о жизни Господа.
В книгу включены родословные таблицы Иисуса Христа, хронологию жизни Христа, словарь и 100 учебных вопросов. Хронологическая таблица поможет вам ориентироваться в основных датах в жизни Христа, Словарь объяснит вам некоторые слова и выражения, которые не так распространены и понятны в наши дни, как это было при жизни Иисуса. Вопросы предназначены для того, чтобы помочь вам более глубоко изучить, понять и оценить то, что вы будете читать. После каждого вопроса стоит цифра в скобках. Она говорит вам о том, где можно найти ответ на этот вопрос. Вернувшись к разделу с таким номером, вы найдете ответ и проверите правильность каждого из ваших ответов.
В систематическом указателе все разделы Библии пронумерованы в том же порядке, в каком они находятся в нашей книге. Помимо них мы разделили единый сюжет нашей книги как бы на главы, у каждой из которых есть название, В результате систематический указатель играет также роль конспекта нашей книги.
Жизнь Иисуса свидетельствует о том, что ВСЕГДА есть надежда. Пусть эта надежда изменит вашу жизнь... навсегда.
|
Обложка
Содержание
Так выглядят страницы
|