|
Жить, творя добро. Рассказ о Самарском клубе православной молодежи, которым руководит иерей Рустик Гузь
- Сколько времени существует ваш клуб?
Первое заседание клуба состоялось 2 апреля по желанию инициативной группы студентов семинарии, однако, как стало видно почти сразу, это востребовано самой жизнью. Пришли студенты разных вузов, рабочая молодежь, старшеклассники, и я обратил внимание, что многие - это некогда воцерковленные люди, которые лет до 14-16 посещали храм, учились в воскресных школах, а потом как-то выпали из церковной жизни. По ряду причин, одна из которых, на мой взгляд, неспособность согласовывать свою, порой активную, светскую жизнь с церковной. И, с другой стороны, - отсутствие возможностей у церкви предложить им какой-то путь приложения сил, кроме алтарного и клиросного служения. Цель молодежного движения - предоставить эту возможность. Это может быть социальная, миссионерско-просветительская, творческая деятельность, работа с трудными подростками, посещение приютов, колоний, благотворительная помощь, просвещение в сфере спорта, политики и бизнеса, работа со студенческой молодежью, кадровая подготовка, проведение досуга… И мы надеемся, что наша жизнь будет насыщенной и богатой. Это не только общение на разные темы, это также встречи с интересными людьми, просмотр фильмов - у нас появился свой домашний кинотеатр, богатая коллекция фильмов духовно-нравственного, патриотического содержания, паломнические поездки, участие в фестивале имени Грушина, в фестивале памяти Игоря Талькова… Потому что наша задача - показать, что православие живо, - и вообще создать площадку для концентрации сил, близких к духовности, к православию, к патриотизму…
Конечно, это только начало. В перспективе подобные клубы или иные организационные формы молодежной жизни должны возникнуть в каждом благочинии и даже в каждом приходе. Большую работу в этом отношении проводит синодальный отдел по делам молодежи и созданные при его участии общественные организации: Всероссийское православное молодежное движение "Православная молодежь", и детско-юношеское движение - "Братство православных следопытов". Второй год ими проводится Всероссийский православный молодежный лагерь в Подмосковье, в городе Рузе. Помимо культурной и развлекательной программы он имеет целью формировать и образовывать, готовить молодежных лидеров. Там проходят семинары, встречи с руководителями комиссий синодального отдела по делам молодежи, и в этом году, по благословению Владыки Сергия, в работе этого лагеря приняли участие и двое наших представителей.
- Вы часто ведете беседы с молодыми людьми. Какие вопросы Вам задают наиболее часто?
К сожалению, чаще всего приходится заниматься попросту ликбезом. Есть много стереотипов, ложных представлений о жизни верующего человека, о Церкви, которые порой складываются едва ли не по мексиканским сериалам... Но основные вопросы, конечно, касаются нравственных ориентиров, которыми следует руководствоваться при разрешении проблем, возникающих в жизни современного человека. Многие из этих вопросов относятся к области дружбы, любви, супружеских отношений. Часто спрашивают о взаимоотношениях религии и науки, о тех или иных исторических фактах. Молодых людей интересует, как относиться к развлечениям, к спорту, к своей одежде, какова должна быть стратегия жизни православного человека, могут ли у него быть амбиции в жизни, и как это согласовать с нравственным началом. Круг вопросов широк. И многие из них мы рассматриваем в живом, непринужденном диалоге в прямом эфире православной молодежной просветительской радиопередачи "Сретение" на волнах радио "Самара-Максимум", 104,3FM, стараемся дать им православную оценку.
Наверное, нельзя найти для всех единый рецепт…
Конечно, жизнь сложна, и нет однозначных рецептов на все случаи, но не нужно подходить к этому вопросу в духе нашего времени, где все относительно. Мы никому ничего не навязываем, но пытаемся четко провести границы между добром и злом и дать человеку возможность выбора. Я думаю, по каждому вопросу можно найти ясный ориентир, который был бы гарантом того, что ты поступаешь правильно. Одна из проблем современной молодежи, это особенно видно в школах, - люди не думают, не размышляют над своими поступками. Их модель поведения формируется средствами массовой информации. Все рекламные лозунги: "Бери от жизни все", "Баунти" - райское наслаждение", - направлены на то, чтобы развивать в молодом человеке инстинктивное начало, погасить интеллектуальное и духовное. Человек даже наркоманом становится естественно в силу этой пропаганды "райского наслаждения", потому что любая агрессивная реклама формирует в человеке наркотическое сознание: стремиться к удовольствию любой ценой... Происходит размытие нравственных границ. Возьмите передачу "Окна". Конечно, это шоу, многие ситуации разыграны. Но посмотришь и думаешь - неужели так можно жить? А люди молодые, которые как губка все впитывают, смотрят и думают: значит, именно так и можно…
Человек должен иметь ощущение нравственной ответственности. Если будет этот стержень, значит, думаю, он и сам будет благополучен, и семья будет благополучной...
- Как вы считаете, что наиболее препятствует воцерковлению современных молодых людей?
Во-первых, существование серии стереотипов относительно церкви… В советское время насаждалось представление, что церковь - это пристанище для немощных, больных, убогих, старых людей, и что молодость и вера несовместимы. Вторая проблема - это отсутствие духовного воспитания. Основной принцип педагогики - если не заниматься воспитанием, ребенок будет деградировать, он научится самому худшему. Если же у молодого человека есть родители, храм, если он посещает воскресную школу, идет процесс нравственного воспитания, закладываются основы, с которыми можно потом работать.
В силу неосведомленности, в силу усыпленности и подавленности духовных чувств, молодой человек представляет, что церковная жизнь - скучная, неинтересная, что все, что происходит в церкви - его не касается. Но ведь Бог-то - источник жизни, Он есть Тот, без которого жить вообще нельзя. И если это не было привито изначально, то человек к этому приходит вследствие жизненных несчастий, поражений… Это же происходит и в истории. Целые поколения были обмануты - сейчас они возвращаются, как в притче о блудном сыне. Но блудный сын знал своего отца. А если мы не знаем своего небесного Отца, то как нам придет и мысль о возвращении к Богу? Хотя, как говорит Тертуллиан, каждая душа - христианка. Всегда в экстремальные моменты мы обращаемся к Богу. Это заложено в нашей природе.
Человеку новоначальному нередко кажется, что церковь - это сплошные ограничения, запреты, архаичный язык, бабушки со своими замечаниями… Тогда как Христос и апостолы в обществе своего времени, наверное, воспринимались чем-то вроде современных "неформалов"… Может быть, потому молодые люди часто идут к протестантам, в различные секты, что не видят в церкви своих сверстников?
- Действительно, новозаветное учение шло в разрез с традиционным. Ведь Евангелие - революционно, оно ломало многие ветхозаветные стереотипы, модели поведения… Мы должны понимать, что есть традиционное благочестие, которое иногда приобретает формальный характер, а есть живое религиозное чувство. Молодой человек не терпит фальши. Ему нужна сама жизнь, а не просто форма. Он думает, развивается, ищет ответы на вопросы, и поэтому побуждает нас, проповедников, быть живыми, иметь настоящее пастырское чувство, которое раскрывается в самоотвержении, способности понять, разделить свою жизнь с другим человеком. Тогда найдутся и нужные слова.
Необходимо учитывать и то, что долгое время наша церковь не развивалась - она просто выживала. Была разорена приходская общинная жизнь. Ведь почему с начала перестройки, когда к нам хлынули протестантские секты, они были так популярны среди молодежи? Потому что это, во-первых, среда общения, а во-вторых, конкретная деятельность. К кому-то вместе пошли на день рождения, в приют, в больницу, собрались своим кружком, с гитарой… Иными словами, литургической жизнью, богослужением церковное общение не заканчивается. Может быть, поэтому возникла потребность в молодежном церковном служении. Это особое служение, особый крест. Нужно хорошо представлять себе психологию подростка, знать подходы к нему. Разработана концепция молодежного служения РПЦ, принятая в 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе. В каждой Епархии существует синодальный отдел по делам молодежи. Все это делается для того, чтобы обратить молодого человека к Церкви, ввести в церковную ограду и создать ему все условия для полноценного творческого, нравственного, жизненного развития.
беседовала Надежда Локтева
опубликовано на сайте 25 марта 2005
оригинал статьи на официальном сайте Самарской епархии Православной Церкви
см. так же
Форум Самарского православного молодежного движения
Места встреч православной молодежи в Самаре
|